ТС, ЕЭП и ЕАЭС

Таможенный Союз, Единое экономическое пространство
и Евразийский экономический союз
(ТС, ЕЭП и ЕАЭС)

В период с 2006 по 2011 годы казахстанская сторона приложила максимальные усилия для обеспечения полноценного функционирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ТС): принят единый Таможенный кодекс трех стран, введен в действие Единый таможенный тариф, создан наднациональный орган – Комиссия Таможенного союза, действует единая таможенная территория, на которой применяются единые таможенные пошлины и единые меры нетарифного регулирования внешней торговли.
С 1 января 2012 года стартовало Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕЭП), вступили в силу 17 базовых соглашений ЕЭП. Казахстанская сторона проводит работу по реализации положений, содержащихся в указанных соглашениях, в соответствии с установленными сроками. При функционировании ЕЭП будет обеспечиваться свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. ТС и ЕЭП послужили базовой площадкой для новой ступени евразийской интеграции – Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Деятельность государственных органов, задействованных в евразийских интеграционных процессах, в первом полугодии 2014 года была направлена на согласование проекта Договора о ЕАЭС (и соответствующих приложений к нему).
В результате непрерывной работы Договор о Евразийском экономическом союзе подписан 29 мая 2014 года в г.Астане. Евразийский экономический союз начал функционировать с 1 января 2015 года.
Договор о ЕАЭС состоит из 4 частей (общий объем – 1014 страниц, основная часть – 154 стр., а приложения – 860 страниц).
Первая часть – Учреждение Евразийского экономического союза «Институциональная часть».
Вторая часть – Таможенный союз.
Третья часть – Единое экономическое пространство.
Четвертая часть – Переходные и заключительные положения.
Основой Договора являются договоренности, достигнутые государствами в рамках ТС и ЕЭП.
В Договор включены разделы по таким направлениям как агропромышленный комплекс, промышленность, трудовая миграция, валютная политика, регулирование финансовых рынков, конкурентная политика, естественные монополии, торговля услугами и инвестиции, налоги и налогообложение, внешнеторговая политика, макроэкономическая политика, энергетика.
В ходе работы над проектом Договора казахстанская сторона отстояла позицию о недопустимости включения в проект Договора положений связанных с гражданством, правовой помощью, охраной границ, общим парламентом, паспортно-визовой политикой, экспортным контролем, общей миграцией, обороной, безопасностью, здравоохранением, образованием, наукой и культурой, выходящие за пределы экономической интеграции.
Исключены также по многим направлениям положения, предполагающие всеобъемлющее введение единых политик с передачей регуляторных функций Евразийской экономической комиссии (ЕЭК, Комиссия) (к примеру, положения о единой денежно-кредитной, налоговой политике).
Основные особенности Договора о ЕАЭС по сравнению с пакетом базовых договоренностей в рамках ТС и ЕЭП, которые существенно улучшают интеграционные возможности республики, выглядят следующим образом.
Первое. По «институциональной» части» (политическая часть)
Договором определено, что Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.
На базе ранее существовавших органов ТС и ЕЭП создаются такие органы Союза как:
- Высший совет (на уровне глав государств);
- Межправительственный совет (на уровне глав правительств);
- Евразийская экономическая комиссия (на уровне Совета и Коллег��и);
- Суд Евразийского экономического союза.
Предусмотрено, что отбор кандидатов на занятие должностей директоров департаментов и их заместителей осуществляется на конкурсной основе с учетом принципа равной представленности Сторон.
На сегодня представленность сотрудников от Сторон в Комиссии осуществляется по квотному принципу, по соотношению для Казахстана – 10%, Беларуси – 6%, Российской Федерации – 84%. Данное распределение было сформировано на базе показателей экономически активного населения государств-членов.
Стороны договорились, что заполнение должностей директоров департаментов и их заместителей будет проводиться из числа кандидатур, представленных государствами-членами посредством конкурса. Отбор кандидатур будет проводиться конкурсной комиссией, в которую войдут
8 членов Коллегии Комиссии (за исключением Председателя Коллегии Комиссии).
Таким образом в руководстве Комиссии, на уровне членов Коллегии, директоров департаментов и их заместителей достигнут паритет в представленности государств-членов.
Решения на уровне Высшего совета, Межправительственного совета, а также Совета Комиссии как принимались, так и будут приниматься исключительно консенсусом.
Также закреплен обязательный принцип перевода международных договоров в рамках Союза и решений Комиссии на государственные языки Сторон с последующим опубликованием на официальном сайте Союза.
Заложена также новая норма позволяющая юридическим и физическим лицам Сторон обращаться в Комиссию на государственных языках государств-членов.
Перевод на государственные языки государств-членов будет осуществляться за счет средств, предусмотренных в бюджете Союза на эти цели.
Второе. По «функциональной» части» (экономическая часть)
Стороны договорились, что формирование общего рынка нефти и нефтепродуктов, предусматривающего неприменение во взаимной торговле экспортных таможенных пошлин и ограничений, а также предоставление доступа к газотранспортной инфраструктуре будет осуществлено к 2025 году. В частности, по газу в качестве одного из условий предоставления доступа будет не переход на равнодоходные цены, а рыночное ценообразование на газ.
Рыночное ценообразование на газ уже достигнуто в РФ. Таким образом, получение доступа к транспортной инфраструктуре «Газпрома» будет зависеть от перехода на рыночные цены в РК.
Общий электроэнергетический рынок путем интеграции национальных рынков электроэнергии Белоруссии, Казахстана и России планируется сформировать к 2019 году.
В рамках поэтапного формирования общего электроэнергетического рынка будут разработаны Концепция (до 1 июля 2015г.) и Программа формирования общего электроэнергетического рынка (до 1 июля 2016г.), которые будут утверждаться Высшим экономическим советом на уровне глав государств. После утверждения концепции и программы государства-члены заключат международный договор о формировании общего электроэнергетического рынка (до 1 июля 2019г.).
Как известно, обеспечение реализации внутренних индустриальных программ является приоритетом для Казахстана.
В этой связи, были пересмотрены ранее существовавшие договоренности в рамках ЕЭП и РК добилась права применять специфические промышленные субсидии (поддержки отдельным предприятиям или группам предприятий) без предварительного согласования с Комиссией.
Казахстан добился договоренностей о разработке новой методики расчета господдержки в сельском хозяйстве, основанной на международных принципах, к 2016 году.
С учетом более высокого уровня господдержки агропромышленного комплекса в Беларуси, новая методика обеспечит достижение равноконкурентных условий продукции сельского хозяйства на территории ЕАЭС.
Также будет проводиться скоординированная агропромышленная политика, предполагающая взаимное предоставление Сторонами планов развития производства по каждому из чувствительных сельхозтоваров, перечень которых формируется на основании предложений Сторон.
Это позволит решить такие задачи, как сбалансированность развития производства и рынков сельхозпродукции, защиту производителей на внутреннем и внешних рынках.
Стороны также договорились, что с учетом чувствительности вопроса для казахстанских предпринимателей, предоставление доступа автомобильным перевозчикам на внутренний рынок (каботажные перевозки) будет осуществляться поэтапно.
При этом, этапность будет отражена в Программе либерализации перевозок, которая будет разработана до 1 июля 2015 года. В рамках данной Программы либерализация будет осуществляться с 2016 по 2025 годы.
РФ и РБ перейдут к либерализации раньше в соответствии с двухсторонними договоренностями.
Казахстанская Сторона также отстояла возможность осуществления международных перевозок (в/из треть��х стран) в соответствии с национальными требованиями.
Предусмотрено, что общий рынок лекарственных средств будет функционировать с 2016 года.
При этом, казахстанская Сторона отстояла необходимость формирования данного рынка на основе стандартов надлежащих фармацевтических практик. Соответствующее соглашение подписано 23 декабря 2014 года в г.Москве.
В этой связи, необходимо будет провести большую работу по унификации условий оборота лекарственных средств.
В рамках ЕАЭС предусмотрено поэтапное формирование единого рынка в отдельных секторах услуг.
Либерализацию предполагается осуществлять поэтапно на основе составления перечня секторов услуг, которые будут утверждаться главами государств:
1-й Перечень – сектора услуг, в которых с 1 января 2015 года будет действовать единый рынок услуг.
2-й Перечень - сектора услуг, в которых будет осуществляться взаимное признание лицензий/разрешений (единый рынок услуг).
3-й Перечень - ограничения дискриминационного, инвестиционного характера.
При этом, по 2-му перечню либерализация будет проводиться в соответствии со сроками и мероприятиями по гармонизации требований в государствах-членах на основе Дорожных карт, утверждаемых главами государств. В частности, по строительному сектору услуг предполагается такую либерализацию завершить к 2025 году.
РБ, РК и РФ договорились зафиксировать непосредственно в Договоре перечни секторов услуг, не подлежащих либерализации.
В их число вошли сектора услуг связи и горизонтальные ограничения, которые распространяются на все сектора услуг (например: ограничения по владению землей, бюджетные субсидии, местное содержание).
В целом, по таким направлениям как конкурентная политика, естественные монополии, внешняя торговля, госзакупки, техрегулирование и СФС меры Стороны закрепили существующие договоренности в рамках формирования ЕЭП.

После подписания Договора работа не закончилась. Предстоит разработать дополнительные документы по институциональной части, чтобы Союз мог ритмично и эффективно функционировать.
16 июля 2014 года на заседании Совета ЕЭК был утвержден Рабочий план разработки актов и международных договоров в соответствии с Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 года. Рабочий план рассчитан на 10 лет – до 2024 года и включает разработку 126 документов.
Справочно: План состоит из 16 разделов. Первые 4 раздела направлены на организацию деятельности органов Союза (ЕЭК – 12 документов, Суд – 11 документов, финансовые вопросы деятельности ЕЭК – 6 документов, вопросы обеспечения деятельности ЕЭК – 7 документов).
Остальные 12 разделов – на экономические сферы (макроэкономическая политика, экономика и финансовая политика, интеллектуальная собственность, промышленность и агропромышленный комплекс, техническое регулирование, санитарные, ветеринарные и фитосаниитраные меры, защита прав потребителей, таможенное регулирование, энергетика и инфраструктура, транспорт, конкуренция и антимонопольнон регулировагниен, регулирование обращения лекарственных средств и медицинсктх изделий, внешнеторговая политика информационное взаимодействие).
Календарь принятия документов:
в 2014 году – 52 документа;
в 2015 году – 50 документов;
в 2016 году – 14 документов;
в 2017 году – 5 документов;
в 2018 году – 1 документ;
в 2024 году – 2 документа;
Без срока исполнения – 1 документ;
На ежегодной основе – 1 документ.

Договор о ЕАЭС направлен на решение задач по повышению благосостояния и качества жизни граждан наших государств. Создание ЕАЭС станет мощным стимулом для развития и всесторонней модернизации наших экономик, а также их выведения на ведущие позиции наших государств в глобальном мире.

Справочно:
Договор был ратифицирован в Мажилисе Парламента РК 1 октября 2014 г., в Сенате Парламенте РК – 9 октября 2014 г.
3 октября 2014 г. закон о ратификации Договора подписал Президент РФ В.В. Путин. Ранее, 1 октября 2014 г., Договор утвердил Совет Федерации Федерального собрания РФ, 26 сентября 2014 г. его ратифицировала Государственная Дума РФ.
9 октября 2014 г. Договор ратифицировали депутаты Национального собрания РБ, в тот же день закон о ратификации Договора подписал Президент РБ А.Г. Лукашенко.
14 октября 2014 г. Президент РК Н.А.Назарбаев подписал Закон РК о ратификации данного Договора.

В ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств 10 октября 2014 года в г. Минске был подписан Договор о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 года, а 23 декабря 2014 года в г.Москве на очередном заседании ВЕЭС на уровне глав государств подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 года в «усеченном» виде (основная часть из одиннадцати статей и одно приложение).
8 мая 2015 года в г. Москве по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета также были подписаны два протокола, детализирующие процедуру присоединения Кыргызстана.
С 12 августа 2015 года Кыргызстан является полноправным членом ЕАЭС.

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ<br />
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

550 лет

 

expo2017

2050

 

Укимет

МИД

 

парлам

парлам