Актуальные вопросы внешней политики Казахстана

- Противодействие новым вызовам и угрозам

        1) борьба с незаконным оборотом наркотиков в Казахстане

        2) борьба с терроризмом и экстремизмом в Казахстане

- Съезд лидеров мировых и традиционных религий

- Правовой статус Каспийского моряЙ

- Делимитация и демаркация государственной границы


ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НОВЫМ УГРОЗАМ И ВЫЗОВАМ

1. Борьба с незаконным оборотом наркотиков в Казахстане

О наркоситуации

Географическое расположение, интенсивное развитие транспортной инфраструктуры, «прозрачность» границ с большинством сопредельных государств и стабильное социально-экономическое положение внутри нашего государства способствовали тому, что Казахстан стал выгодным «транспортным коридором» для транзита наркотических средств и психотропных веществ из стран Юго-Западной Азии и Афганистана в Россию, далее в Европу и страны других континентов.

Объем незаконного оборота наркотиков и масштабы злоупотребления ими в Казахстане продолжают расти, не только ставя под угрозу здоровье населения, но и дестабилизируя экономическое, политическое и социальное положение, процесс проводимых государством экономических реформ.

Происходит интенсивная перестройка наркорынка в сторону вытеснения маковой соломки и наркотиков каннабисной группы более высокоактивными, дорогостоящими и наиболее опасными для здоровья наркотическими средствами и психотропными веществами, такими как героин, опий, поставляемые, в основном, из стран «Золотого полумесяца», а так же кокаин, крек, ЛСД, амфетамины, поступающие из стран Западной,  Восточной Европы и России.

Вместе с тем, количество отдельных категорий лиц, постоянно употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, имеет тенденцию к снижению.

Наибольший удельный вес среди наркопреступлений продолжает сохраняться за преступлениями, связанными с незаконным изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой, пересылкой наркотических средств или психотропных веществ, совершенными без цели сбыта.

Учитывая все более растущее использование международным наркобизнесом активно развивающейся транспортной инфраструктуры республики, уделяется внимание решению вопросов, связанных с обеспечением контроля также в портах казахстанской части Каспийского моря.

В целом, наркоситуация, сложившаяся в Казахстане в 2004 г., не претерпела резких изменений по сравнению с предыдущими годами. Наиболее опасные тенденции в сфере наркотиков можно было бы определить следующими краткими характеристиками:

1) продолжающейся тенденцией резкого роста влияния опиатов из Афганистана, что проявляется в стремительном увеличении объемов выявляемых наркотиков этой группы и доминирующей заболеваемостью  именно опийной наркоманией;

2) дальнейшим распространением наркотиков в обществе, расширением сфер их влияния практически на всю систему как государственного, так и частного образования в республике (вузы, колледжи, школы и т.д.). Растет популярность среди детей и молодежи синтетических наркотиков, типа «экстази», превращающихся порой в непременные атрибуты различных ночных клубов, дискотек и казино.

3) растущим вовлечением как в злоупотребление, так и в незаконный оборот наркотиков женской части населения республики;

4) остающимся на низком уровне социальным наркотическим иммунитетом различных социальных слоев населения республики;

5) недостаточным уровнем выявления и привлечения к ответственности организаторов наркобизнеса и его активных участников.

Незаконный оборот наркотиков и злоупотребление ими, по-прежнему, являются серьезнейшей проблемой для казахстанского общества. Темпы ее развития приобрели масштабы, непосредственно угрожающие здоровью нации и безопасности государства, что обуславливает необходимость дальнейшего углубления и совершенствования принимаемых мер по противодействию наркомании и наркобизнесу, а также расширения международного сотрудничества в данной сфере.

О принятых мерах

Стремительный рост и международная экспансия наркобизнеса, опутывающего своими сетями все новые и новые страны, явились важнейшим, но не определяющим фактором эволюции наркоситуации в современном мире. Все большее значение приобретает активное противодействие этому злу на международном и национальном уровнях, осуществляемом на основе многочисленных программ.

Принимаемые в Казахстане меры против наркотиков осуществляются с целью устранения влияния определенных опасных тенденций.

В течение последних 2-3 лет, в условиях продолжающегося постоянного осложнения наркоситуации Казахстану удалось значительно форсировать свою деятельность в сфере борьбы с наркотиками.

Казахстан включился в международную систему борьбы с незаконным оборотом наркотиков, ратифицировав все основные конвенции ООН в этой области: Единую Конвенцию о наркотических средствах 1961 г., Конвенцию о психотропных веществах  1971 г., Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

Глава государства и Правительство Казахстана предприняли в течение последних нескольких лет ряд последовательных шагов в направлении организации эффективной борьбы с наркотиками. В этом плане, помимо принятия в 1998 г. Закона о наркотиках и Списка наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан, следует отметить утверждение Указом Главы государства от 16 мая 2000 г. Стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2001-2005 г. В этом документе концептуального характера нашла конкретное воплощение государственная политика страны в сфере установления эффективного государственного контроля за оборотом наркотиков, противодействия их незаконному обороту и злоупотребления ими.

Созданы основные опорные элементы антинаркотической системы, прямо отраженные в Стратегии:

1. Республиканский центр медико-социальных проблем наркомании в г. Павлодаре, со специализированной кафедрой и клиникой на ее базе.

2. Кинологические центры в Агентстве таможенного контроля и Министерстве внутренних дел Республики Казахстан.

3. Учебный центр по подготовке специалистов антинаркотических подразделений правоохранительных органов при Академии МВД РК.

4. Функционирует Национальный информационно-аналитический центр по наркотикам при Генеральной прокуратуре, в котором концентрируется вся статистическая информация, касающаяся наркотиков.

В интересах объединения усилий всех государственных органов в реализации антинаркотической политики в Казахстане в соответствии с решением национального Совета Безопасности был создан специальный орган. Сегодня это – Комитет по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков Министерства внутренних дел, на который возложено решение широкого круга задач в указанной сфере. Это орган, формирующий национальную политику в области наркотиков.

29 ноября 2005 г. Указом Главы государства утверждена Стратегия борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2006-2014 гг.

Нам удалось значительно продвинуться в дальнейшем развитии международного сотрудничества в антинаркотической области. Заключен ряд межправительственных и межведомственных (между странами) соглашений и договоров.

Казахстан был дважды избран членом Комиссии ООН по наркотическим средствам (на 2000-2003 и 2006-2008 гг.).

Как сторона конвенций ООН мы активно сотрудничаем с Международным Комитетом ООН по контролю над наркотиками. В 2002 г. впервые в ряду стран Центральной Азии Казахстан посетила официальная миссия Международного Комитета, изучившая опыт антинаркотической работы Правительства и давшая ей высокую оценку.

7-8 февраля 2006 г. в Ташкенте состоялась очередная встреча государств-членов Меморандума о взаимопонимании о сотрудничестве в области контроля за незаконным производством, оборотом, злоупотреблением наркотических  средств, психотропных веществ и прекурсоров, в ходе которой было принято решение о создании  г. Алматы Центрально-Азиатского Регионального Информационного Координационного Центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

С участием Казахстана заключено 34 международных договора, в том числе 7 многосторонних, со странами СНГ, Европы, Балтии, США, Индией и рядом других стран.

Правительством предприняты дополнительные меры. Образована Правительственная Комиссия по вопросам организации противодействия наркомании и наркобизнесу, основной целью которой является улучшение межведомственной координации, совершенствование нормативной базы, активизация международного сотрудничества в данной сфере.

Предложения по совершенствованию борьбы с наркоманией и наркобизнесом

1. В сфере наркотиков вся мощь государства должна быть направлена, прежде всего, против проявлений наркобизнеса. При этом основными инструментами государственного воздействия должны стать строгий, и даже, если надо, жесткий уголовный закон и бескомпромиссная деятельность компетентных государственных органов против организаторов и активных исполнителей наркобизнеса. В этом направлении проводится соответствующая работа. В настоящее время готовятся предложения по внесению необходимых изменений в действующий Уголовный кодекс.

2. Ставится вопрос об изменении оценки деятельности правоохранительных и специальных органов, призванных бороться с незаконным оборотом наркотиков, связывая ее с реальным влиянием на пресечение и предупреждение незаконной торговли и иного сбыта наркотиков. Требует усиления деятельность пограничных и таможенных органов, сквозь рубежи которых наиболее опасные виды наркотиков практически беспрепятственно продолжают проникать в страну. Правительство будет оказывать им помощь через реализацию мероприятий Государственной программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом. УНП ООН предложен совместный с Россией проект по укреплению казахстанско-российской границы против контрабандного проникновения азиатских наркотиков на Запад и надеется на его поддержку.

3. Все еще слабой является область лечения наркозависимых лиц, а область их реабилитации практически неразвита. Ставится вопрос об осуществлении предусмотренных национальной программой мер по созданию в стране эффективной системы профилактики, лечения и реабилитации.

4. Приоритетное внимание уделяется разработке и реализации программ сокращения спроса на наркотики. Правительством недавно принят специальный пятилетний План приоритетных мероприятий борьбы с наркоманией, к реализации которого предполагается подключить всю социальную инфраструктуру страны и, прежде всего, местные власти.

5. Как показывает анализ, исход противостояния общества наркомании и наркобизнесу, в итоге, будет решаться на местах, а не в центре. Поэтому многое сегодня зависит от усилий местной власти. В соответствии с национальной Стратегией при структурах местных властей созданы соответствующие комиссии по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, местными представительными органами утверждены соответствующие региональные программы.

Учитывая общность процессов, происходящих на евроазиатском пространстве, связанных, прежде всего, с незаконным производством и транспортировкой опиатов из Афганистана, опиатов и наркотиков гашишной группы из стран Центральной Азии на традиционные рынки сбыта в Европе, сотрудничество объективно требует достижения большей интенсивности, перевода его на качественно новый уровень.

В связи с этим Казахстан выступает за укрепление действующих и создание новых антинаркотических «поясов безопасности». Мы поддерживаем реализацию программ Управления ООН по наркотикам и преступности в регионе СНГ и Центральной Азии, в частности план действий по контролю над незаконным распространением наркотиков в государствах, граничащих с Афганистаном, развитие субрегионального сотрудничества. Казахстан также поддерживает развитие многостороннего процесса в рамках Парижского пакта о пресечении маршрутов наркотрафика из Центральной Азии в Европу. Указанные меры позволят в значительной степени сократить объемы контрабанды наркотического зелья. Привлечение средств международных доноров, ООН и организаций, занятых борьбой с наркобизнесом, также будет способствовать снижению потока наркотиков из Афганистана.

В январе 2005 г. Казахстан подписал пять проектных документов Управления ООН по наркотикам и преступности, направленных на укрепление материально-технической базы правоохранительных органов страны, на совершенствование потенциала компетентных органов по разработке, координации, мониторингу и оценке политики в области сокращения спроса на наркотики, а также на активизацию усилий государственных учреждений, СМИ и гражданского общества для принятия последовательных мер борьбы с наркоманией и профилактики ВИЧ/СПИДа.

На данный момент на стадии согласования находятся еще два проектных документа Управления ООН по наркотикам и преступности.

2. Борьба с терроризмом и экстремизмом в Казахстане

Противодействие терроризму является одним из приоритетных направлений в обеспечении национальной безопасности страны.

Казахстан решительно осуждает терроризм во всех его формах и проявлениях и выступает за принятие коллективных усилий мирового сообщества по борьбе с этим явлением.

Казахстан неукоснительно выполняет требования Резолюции СБ ООН и ежегодно представляет Национальный доклад о проделанной работе в Контртеррористический Комитет ООН. Поддержано создание и принято активное участие в деятельности Международной контртеррористической коалиции.

Казахстан присоединился ко всем тринадцати международным универсальным конвенциям о борьбе с терроризмом.

1. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 г., дата присоединения - 1994 г.).

2. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 г., усовершенствованна 24 февраля 1988 г., дата присоединения – 1994 г.).

3. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 г., дата присоединения – 1994 г.).

4. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 14 сентября 1963 г., дата присоединения – 1994 г.).

5. Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (Монреаль, 1 марта 1991 г., дата присоединения  – 1994 г.).

6. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк, 14 декабря 1973 г., дата присоединения – 1996 г.).

7. Международная Конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г., дата присоединения – 1996 г.).

8. Международная Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом   (Нью-Йорк, 12 января 1998 г., дата присоединения – 2002 г.).

9. Международная Конвенция о борьбе финансированием терроризма (Нью-Йорк, 10 января 2000 г., дата присоединения – 2002 г.).

10. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 10 марта 1988 г., дата присоединения – 2003 г.).

11. Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (Рим, 10 марта 1988 г., дата присоединения  – 2003 г.).

12. Конвенция о физической защите ядерного материала (Вена, 3 марта 1980 г., дата присоединения – 2004 г.).

13. Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (Нью-Йорк, 14 сентября 2005 г., дата присоединения – 2005 г.).

В соответствии с решениями Совета безопасности ООН в стране налажена система противодействия отмыванию денег и финансированию террористических организаций.

Казахстан считает, что международное сотрудничество в борьбе с терроризмом должно осуществляться в полном соответствии с нормами международного права, а также  поддерживает дальнейшее совершенствование антитеррористических договорных механизмов, в том числе  в отношении принятия Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом.

Казахстаном укрепляется международное сотрудничество по линии борьбы с терроризмом и экстремизмом. Казахстан является членом ряда региональных антитеррористических структур, таких как АТЦ СНГ, РАТС ШОС, ОДКБ.

В декабре 2003 г. распоряжением Президента РК создан Антитеррористический центр для более эффективной работы всех силовых структур в борьбе с проявлениями терроризма и религиозного экстремизма.

На АТЦ возложена координация деятельности всех специальных, правоохранительных и иных ведомств по борьбе с терроризмом.

На территории Казахстана запрещены организации, деятельность которых носит террористический характер. Организации признаются террористическими, если их уставные цели и деятельность противоречат Конституции и Законам Республики Казахстан и международным договорам, участником которых является Республика Казахстан.

В 2004 г. Верховный суд запретил в Казахстане 4 организации, чья причастность к террористическим актам доказана. В 2005 г. этот список пополнился ещё 7 организациями («Алъ-Каеда», «Асбат алъ-Ансар», «Братья-мусульмане», «Боз гурд», «Жамаат моджахедов Центральной Азии», «Исламское движение Узбекистана», «Исламская партия Восточного Туркестана», «Курдский народный конгресс», «Лагикар-и-Тайба», «Талибан», и «Общество социальных реформ»).

Понимая, что борьба с международным терроризмом и экстремизмом требует взаимодействия государств на всех уровнях (глобальном, региональном и двустороннем), республикой подписан ряд международных и межгосударственных договоров и соглашений в данной сфере.

Большое значение придается развитию регионального сотрудничества, представленного в настоящее время деятельностью Антитеррористического центра Содружества Независимых Государств, Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества, а также в рамках предпринимаемых мер в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом Организации Договора о коллективной безопасности.

Осуществляется практическое взаимодействие государств-участников СНГ, входящих в состав созданного по  инициативе Президента Казахстана в 2000 году Антитеррористического центра. Определен порядок организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территории стран Содружества. Механизм его функционирования успешно апробирован в ходе крупномасштабного совместного учения специальных служб и органов безопасности стран Содружества «Каспий-Антитеррор-2005», состоявшегося в Казахстане в августе 2005 г.

Состоявшееся  в период 25-28 января 2005 г. в г. Алматы при поддержке инициативы глав государств СНГ IV Специальное заседание Контртеррористического Комитета Совета Безопасности ООН свидетельствует о признании международным сообществом важной роли, которую играют страны Содружества в борьбе против международного терроризма. Показательным выступает взаимодействие государств-членов Содружества в рамках Договора о сотрудничестве в борьбе с терроризмом от 1999 года.

Весомым компонентом обеспечения безопасности и стабильности, региональным и общемировым политическим фактором становится основанная 15 июня 2001 г. «Шанхайская организация сотрудничества» (ШОС), в рамках которой с 1 января 2004 г. действует Исполком Региональной антитеррористической структуры (РАТС) в г. Ташкенте.

С момента ее создания Региональной антитеррористической структурой  ШОС налажено взаимодействие с региональным  представительством Управления ООН по наркотикам и преступности в Центральной Азии.

Политическое решение проблем обеспечения безопасности на азиатском континенте также связывается с казахстанской инициативой по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Его саммиты прошли в 2002 и 2006 гг. в г. Алматы. Проведенные в рамках СВМДА за последние два года встречи высокого уровня уже стали важным шагом в создании действенного механизма безопасности в Азии. С принятием в 2002 г. «Декларации об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями» и 2004 г. «Каталога мер доверия» сотрудничество в этой области приобретает все более системный и углубленный характер. 

Страны центрально-азиатского региона открыты и активно сотрудничают в вопросах реализации организуемых международным сообществом мер в борьбе с международным терроризмом с Контртеррористическим Комитетом Совета Безопасности ООН, по соответствующим программам с НАТО/СЕАП, ОБСЕ. 

Наша страна на практике поддерживает усилия международного сообщества по борьбе с терроризмом, развивает всестороннее сотрудничество и взаимодействие.

СЪЕЗД ЛИДЕРОВ МИРОВЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ

Межконфессиональный мир, мирное межэтническое взаимодействие, баланс между традицией и инновацией, в том числе в социокультурной среде, являются важными факторами построения гражданского общества и сохранения государственности.

Политика в сфере межконфессиональных отношений, проводимая Республикой Казахстан, строится с учетом того факта, что развитие казахстанской государственности происходит в контексте глобальных процессов современности.

По инициативе Президента РК Н.А.Назарбаева 23-24 сентября 2003 г. в Астане состоялся первый Съезд лидеров мировых и традиционных религий .

В работе первого межрелигиозного форума приняли участие наиболее авторитетные представители ислама, христианства, иудаизма, синтоизма, индуизма, буддизма.

В качестве почетных гостей в работе форума приняли участие известные политики, такие как Министр юстиции - спецпредставитель Короля Саудовской Аравии А.Аль Аш-Шейх, Министр вакуфов - спецпредставитель Президента Египта М.Закзук, экс-Премьер-Министр Японии Ц.Хата, специальный представитель Генерального Секретаря ООН В.Сотиров.

Безусловным успехом реализации инициативы Казахстана по проведению межконфессионального форума стали представительный состав и высокий уровень участников Съезда.

Впервые в истории собрались вместе руководители мировых и традиционных религий и приняли совместные документы. Были представлены все ветви христианства, включая православие, католицизм, протестантство, главные центры исламской мысли и представители суннизма и шиизма, иудаизма, крупные азиатские религии.

Съезд стал существенным вкладом в глобальный процесс межцивилизационного и межкультурного диалога. Форум отразил усилия мирового сообщества по преодолению кризиса цивилизаций и конфликтов на основе культурных и религиозных различий и построению толерантного, стабильного мира, достижению устойчивого развития.

Царившая в форуме атмосфера взаимопонимания и толерантности, корректные выступления участников без взаимных нападок и обвинений,  доброжелательность и искренняя заинтересованность религиозных деятелей в проведении диалога свидетельствовали о признании ими важности межконфессионального диалога для устойчивого развития мирового сообщества.

Встреча за одним столом лидеров мировых конфессий явилась мощным орудием против нападок на религии и дискредитации отдельных религиозных учений. Съезд еще раз продемонстрировал, что идея сотрудничества во имя будущего, мирной и достойной жизни людей разных религий и национальностей не имеет альтернативы. Огромное значение имело единодушное мнение участников съезда о том, что многообразие религиозных убеждений и исповеданий должно вести не к взаимному подозрению, дискриминации и унижению, а к взаимовосприятию и гармонии, демонстрирующей уникальность каждой религии и культуры.

Успешное проведение форума принесло зримые политические дивиденды Казахстану, способствовало повышению его позитивного имиджа на международной арене как государства, приверженного активной миролюбивой политике. Форум продемонстрировал эффективность  казахстанской модели межконфессионального и межэтнического согласия.

Лидеры мировых и традиционных религий приняли Декларацию, в которой межконфессиональный диалог рассматривается как один из важнейших инструментов поддержания мира и согласия между народами и нациями, поддерживая усилия международного сообщества по продвижению диалога между цивилизациями. Участники форума подтвердили свою приверженность сотрудничеству в деле продвижения духовных ценностей и культуры диалога с целью обеспечения мира в новом тысячелетии, выразили готовность приложить все усилия для того, чтобы не допустить использования религиозных различий в качестве инструмента ненависти и раздора, и предотвратить глобальный конфликт религий и культур.

Лидеры и высокие представители мировых и традиционных религий, выразив общее понимание о необходимости продолжения конструктивного межконфессионального диалога, приняли решение проводить съезды лидеров мировых и традиционных религий на регулярной основе и создать постоянно действующий орган международного межконфессионального диалога - Секретариат Съезда и провести 12-14 сентября 2006 года второй межконфессиональный форум снова в Астане.

Решение о проведении второго Съезда вновь в Астане стало большим достижением для Казахстана, что продемонстрировало международное признание роли и места нашей республики на мировой арене и свидетельствовало об успешной организации этого не имевшего аналога в истории форума.

Следует отметить, что инициатива Казахстана по созыву межконфессионального форума для многостороннего диалога и применения коллективных решений по уменьшению напряженности в мире получила всеобщее признание и широкую поддержку со стороны членов мирового сообщества и стала адекватным ответом на вызовы современности. Она открывает новые горизонты для использования огромного потенциала мировых и традиционных религий для укрепления мира и согласия между народами.

С учетом того, что религиозное многообразие в Казахстане не позволяет отнести его к стране с абсолютным доминированием какой-либо одной религиозной традиции, целью проведения Съездов явилось содействие развитию культуры диалога, созданию благоприятных условий для позитивного, неконфликтного развития религиозной жизни, как в стране, так и за ее пределами.

В целом, в целях осуществления государственной религиозной политики в Республике Казахстан, проведение очередного II Съезда будет направлено на создание условий для вовлечения религиозных сообществ и верующих в построение гражданского общества, преодоление религиозного изоляционизма, экстремизма, клерикализма и утверждение веротерпимости в светской и религиозной среде.

12-13 сентября 2006 г. в Астане состоялся II Съезд лидеров мировых и традиционных религий под председательством Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. Съезд проходил в  новом, специально построенном к проведению форума здании  «Дворце мира и согласия».

В мероприятии приняли участие 25 религиозных лидеров (из них 7 – представителей  от ислама, 7 – от  христианства, 4 представителя буддизма, 2 - от иудаизма,  по 1-му представителю от синтоизма, даосизма, индуизма и руководители 2-х  международных  религиозных  организаций) и 14 почетных гостей из 26 стран Европы, Америки Азии, Африки и Ближнего Востока. Всего количество участников составило более 160 человек. Впервые в Астану приехали делегации из Ливии, Таиланда, Армении, Южной Кореи, а также главы других международных религиозных организаций из США, Швейцарии.

В качестве почетных гостей в форуме приняли участие известные политики, главы международных организаций, государств.

Съезд проходил под общей тематикой «Религия, общество и международная безопасность» по двум направлениям: «Свобода вероисповедания и уважение последователей других религий» и «Роль религиозных лидеров в укреплении международной безопасности».

В первый день Форума были приняты « Принципы межрелигиозного диалога »,  где нашли отражение базовые составляющие, которыми руководствовались участники Форума в ходе работы Съезда.

По итогам Съезда его участники приняли совместную Декларацию, призывающую представителей всех религий и этнических групп к недопущению конфликтов на основе культурных и религиозных различий. В этом документе емко отражена глобальная потребность в замене "идеологии противостояния" на  "культуру мира".

По единодушному согласию всех участников Форума следующий III Съезд лидеров мировых и традиционный религий решено провести в Астане в 2009 г.

В настоящее время идет работа над рядом вопросов институционализации и закрепления юридического статуса Съезда лидеров мировых и традиционных религий с тем, чтобы он начал функционировать как международная организация на постоянной основе и мог проводить в жизнь предложения и решения авторитетных духовных лидеров и решения их съездов. Было бы весьма полезным участие в работе казахстанского форума таких известных международных организаций, как ЮНЕСКО, ОБСЕ, ОИК. В дальнейшем предполагается заручиться поддержкой ООН.

Идеи Казахстанского Съезда лидеров мировых и традиционных религий перекликаются с инициативой о создании «Альянса цивилизаций», выдвинутой в прошлом году испанской стороной. Как известно, ее основной целью является  распространение информации о рисках, которые несет в себе угроза нарастающих разногласий между Западом и Исламским миром. В рамках этой инициативы предполагается сотрудничество государств по выработке эффективных мер, необходимых для предотвращения подобного раскола. Казахстан приветствует такого рода начинания и, имея опыт решения вопросов межэтнического и межконфессионального согласия, готов к широкому и эффективному сотрудничеству в данной области.

Принимая во внимание то, что Съезд, инициированный Казахстаном, предполагает диалог между религиями, не имеющими каких-либо границ, предложение испанской стороны может стать существенной поддержкой казахстанскому форуму.

ПРАВОВОЙ СТАТУС КАСПИЙСКОГО МОРЯ

Позиция Республики Казахстан по правовому статусу Каспийского моря заключается в том, чтобы применить к Каспию отдельные положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., касающиеся режимов и ширины различных участков моря.

В целях эффективного обеспечения политических и экономических интересов прибрежных государств Казахстан согласно положениям указанной Конвенции ООН предлагает установить на Каспии территориальное море, рыболовную зону и общее водное пространство.

При этом необходимо определить в этих зонах соответствующие режимы. Внешняя граница территориального моря должна являться государственной границей, в пределах которой прибрежное государство будет обладать всей полнотой суверенных прав. Это позволит приобрести дополнительные гарантии безопасности в контексте обеспечения нерушимости границ и территориальной целостности.

Рыболовство и использование биоресурсов необходимо осуществлять в соответствующих зонах, а также в открытом море на основе согласованных квот вылова и лицензирования промысла.

Рыболовную зону надо выделить в отдельную категорию, согласовав ее ширину и режим с прикаспийскими государствами.

Переговоры по данным вопросам проводятся в рамках Специальной рабочей группы по разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря на уровне заместителей министров иностранных дел прикаспийских государств (СРГ).

Вопросы правового статуса Каспийского моря согласовываются также на двух- и трехсторонних консультациях.

Кроме того, предметом переговоров являются взаимодействие в освоении биологических и минеральных ресурсов, развитии судоходства, обеспечении безопасности и сохранения экосистемы Каспия.

Проводятся встречи экспертов прикаспийских государств по согласованию отраслевых международных договоров на уровне представителей соответствующих государственных органов Сторон.

4 ноября 2003 г. подписана Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря.

6 июля 1998 г. между Республикой Казахстан и Российской Федерацией были заключены Соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование и 13 мая 2002 г. Протокол к данному Соглашению.

29 ноября 2001 г. и 27 февраля 2003 г. заключены Соглашение между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой о разграничении дна Каспийского моря между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой и Протокол к нему соответственно.

Также между Казахстаном, Азербайджаном и Россией 14 мая 2003 г. заключено Соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря.

В настоящее время проводится работа по разграничению дна Каспийского моря с Туркменистаном.

ДЕЛИМИТАЦИЯ И ДЕМАРКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ

Стратегией развития Казахстана до 2030 года была поставлена политическая задача – обеспечить национальную безопасность Республики Казахстан. Реализация этой задачи означала гарантию сохранения государством суверенитета, обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности границ.

Учитывая то, что распад СССР привел бывшие союзные республики к необходимости решения территориального вопроса, Казахстан активно включился в переговорный процесс по оформлению границы.

Процесс делимитации и демаркации казахстанско-китайской государственной границы.

До 1991 года переговоры с Китаем вела советская правительственная делегация с участием представителей сопредельных с КНР союзных республик. В 1992 году в соответствии с Соглашением между Правительствами Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о переговорах с Китайской Народной Республикой по пограничным вопросам от 8 сентября 1992 года для ведения переговоров с КНР вместо Правительственной делегации СССР была сформирована Объединенная делегация Правительств Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.

Казахстан приступил к переговорам с Китаем, сформировав свою делегацию на основании постановления Кабинета Министров Республики Казахстан от 17 июля 1992 года № 607 «О переговорах с Китайской Народной Республикой по взаимному сокращению вооруженных сил и укреплению доверия в военной области в районе казахско-китайской границы и о переговорах по пограничным вопросам».

Переговоры по делимитации велись в 1992-1998 годы, а демаркация полностью завершилась в 2002 году.

За основу переговорного процесса были взяты восемь договоров и протоколов, заключенных между Российской Империей и Китаем еще в XIX веке.

По итогам встреч между РК и КНР были заключены международные договоры, которые точно определили и подробно описали прохождение линии казахстанско-китайской государственной границы и её обозначение на местности пограничными знаками.

1. Соглашение между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой о казахстанско-китайской государственной границе от 26 апреля 1994 года.

2. Дополнительное Соглашение между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой о казахстанско-китайской государственной границе от 24 сентября 1997 года.

3. Дополнительное Соглашение между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой о казахстанско-китайской государственной границе от 4 июля 1998 года.

4. Соглашение между Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией об определении точки стыка государственных границ трех государств от 5 мая 1999 года.

5. Соглашение  между Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой и Кыргызской  Республикой о точке стыка государственных границ трех государств от 25 августа 1999 года.

Демаркация государственной границы с Китаем осуществлялась Совместной казахстанско-китайской демаркационной комиссией, созданной Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики в соответствии со статьей 4  Соглашения между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой о казахстанско-китайской государственной границе от 26 апреля 1994 года.

Демаркационные работы осуществлялись шестью рабочими группами в период с июля 1996 года по декабрь 2001 года и завершились подписанием 10 мая 2002 года в Пекине Министрами иностранных дел Казахстана К.Токаевым и Китая Тан Цзясюанем Протокола между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о демаркации линии казахстанско-китайской государственной границы.

Общая протяженность демаркированной казахстанско-китайской государственной границы составила 1 782,75 км, из них сухопутной границы – 1 215,86 км, водной – 566,89 км.

Содружество Независимых Государств

Правовыми документами общего характера, закрепившими принципы признания административно-территориального разграничения бывшего СССР, стали Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 года, Декларация о соблюдении принципов сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 года, Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 апреля 1994 года, различные двусторонние договоры, законодательные акты Верховных Советов союзного и республиканского уровня. В соответствии с данными документами Стороны признали административно-территориальное разграничение союзных республик за основу на пограничных переговорах.

Общей характерной особенностью для административных границ между бывшими союзными республиками являлось то, что фактически сложившаяся линия границы на отдельных участках не соответствовала положениям имеющихся правовых актов. В таких случаях стороны принимали взаимоприемлемые решения с учетом национальных и экономических интересов, производя паритетный раздел и обмен площадями.

Казахстанской стороной работы по делимитации государственной границы осуществлялись в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 сентября 1999 года №1283 «О Правительственной Комиссии Республики Казахстан по делимитации Государственной границы Республики Казахстан с Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Туркменистаном и Республикой Узбекистан (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 24.02.2000 г. № 289; от 06.06.2000 г. № 856; от 17.07.02 г. № 791; от 02.06.03 № 509; от 01.07.04 г. № 726)».

Министерством иностранных дел из состава Комиссии формировались соответствующие Правительственные делегации с включением представителей заинтересованных министерств и ведомств, областных, районных и аульных акиматов, в качестве экспертов привлекались специалисты различных учреждений, формировались рабочие группы из числа геодезистов, картографов, землеустроителей, гидрологов.

Была тщательно изучена правовая база, а также имеющиеся материалы в Центральном Государственном архиве, министерствах и ведомствах, специализированных учреждениях Республики Казахстан, проработаны принципы и методика ведения переговоров с каждым государством. Члены делегации и представители рабочих групп при необходимости встречались с местным населением, общественностью, руководителями. С целью информирования населения о состоянии и ходе переговорного процесса проводились пресс-конференции, давались интервью для средств массовой информации. При необходимости осуществлялись полевые выезды на местность, аэро и космофотосъемка приграничной полосы и другие мероприятия.

Кыргызстан

Переговоры по делимитации казахстанско-кыргызской государственной границы проводились с ноября 1999 года по декабрь 2001 года и завершились подписанием главами государств в Астане 15 декабря 2001 года Договора между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой о казахстанско-кыргызской государственной границе.

Двусторонние переговоры прошли в конструктивной и деловой обстановке, базировались на принципах взаимного уважения и равноправия. 

Общая протяженность государственной границы между Казахстаном и Кыргызстаном составила приблизительно 1 241,58 км.

До настоящего времени Договор в силу не вступил, так как кыргызская сторона его не ратифицировала.

Делегациями сторон обсуждены организационные и технические вопросы процесса демаркации совместной границы. Достигнута договоренность приступить к согласованию вопросов демаркации в рамках Совместной казахстанско-кыргызской демаркационной комиссии после ратификации кыргызской стороной Договора о границе от 15 декабря 2001 года.

Узбекистан

Процесс делимитации казахстанско-узбекской государственной границы проходил в период с 2000 по 2002 годы.

Выявленные проблемные участки и предложения сторон решались на основе принципов взаимного уважения и равноправия, с учетом интересов местного населения.

Процесс делимитации казахстанско-узбекской границы можно разделить на два этапа.

Первый. Подготовка Договора между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан о казахстанско-узбекской Государственной границе, подписанного главами государств 16 ноября 2001 года в Астане, который определил прохождение 96% линии границы от общей ее протяженности.

Второй. Подготовка Договора между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан об отдельных участках казахстанско-узбекской Государственной границы, подписанного Президентами Казахстана и Узбекистана 9 сентября 2002 года в Астане, который полностью завершил определение линии совместной границы.

Оба Договора о казахстанско-узбекской Государственной границе вступили в силу 5 сентября 2003 года. Общая протяженность границы составила около 2 150 км.

Процесс демаркации казахстанско-узбекской государственной границы начался в 2003 году, а непосредственно полевые работы – 1 апреля 2004 года.

Туркменистан

Договор между Республикой Казахстан и Туркменистаном о делимитации и процессе демаркации казахстанско-туркменской  государственной границы был подписан Главами государств 5 июля 2001 года  в Астане.

Переговоры по делимитации казахстанско-туркменской государственной границы прошли в 2000-2001 годах в конструктивной и деловой обстановке. У сторон не возникало предложений по корректировке той линии границы, которая была согласована в 1972 году между Казахской ССР и Туркменской ССР.

Протяженность сухопутного участка казахстанско-туркменской государственной границы составила около 426,08 км.

Мероприятия по демаркации совместной границы начались в 2003 году. К установлению пограничных знаков на границе стороны приступили в 2005 году.

Российская Федерация

Переговоры по делимитации казахстанско-российской государственной границы продолжались с сентября 1999 года по январь 2005 года.

18 января 2005 года в городе Москва в ходе официального визита Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева в Российскую Федерацию главами государств был подписан Договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о казахстанско-российской государственной границе. Общая протяженность сухопутного участка границы составила около 7591 км.

Подписанием Договора о казахстанско-российской государственной границе Казахстан завершил юридическое оформление своей сухопутной границы по всему периметру. Договор вступил в силу 12 января 2006 года.

На государственной границе Казахстана имеются четыре точки стыка с границами сопредельных государств. Так, в трехстороннем формате подписаны и вступили в силу Соглашение между Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией об определении точки стыка государственных границ трех государств от 5 мая 1999 года и Соглашение между Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой и Кыргызской Республикой о точке стыка государственных границ трех государств от 25 августа 1999 года.

Соглашение между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан о точке стыка государственных границ трех государств, подписанное 15 июня 2001 года, до настоящего времени не вступило в силу, поскольку кыргызской стороной еще не завершены процедуры по его ратификации. Казахстан и Узбекистан Соглашение ратифицировали.

Планируется подписать Договор между Республикой Казахстан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан о районе точки стыка Государственных границ трех государств.

Общая протяженность государственной границы составляет около 13 500 км (без учета границ на Каспийском море), из них:

- с Китайской Народной Республикой – около 1782,75 км;

- с Кыргызской Республикой – около 1241,58 км;

- с Республикой Узбекистан – около 2150 километров;

- с Туркменистаном – около 426,08 км;

- с Российской Федерацией – около 7591 км.

 

 

Разработка сайта ArtisMedia © Посольство Республики Казахстан в Республике Беларусь, 2006 г.