Казахстан и интеграционные процессы

- СНГ

- ЕврАзЭС

- ЕЭП

- ОЭС

- Азиатский диалог сотрудничества


СНГ

Содружество Независимых Государств

Развитие отношений с государствами СНГ, в том числе многостороннее интеграционное взаимодействие с ними, - главный приоритет внешнеполитического курса Казахстана. Об этом неоднократно говорилось в публичных выступлениях Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева. Это важнейший компонент практической политики законодательной и исполнительной ветвей власти, в том числе Министерства иностранных дел Республики Казахстан.

В основе казахстанского подхода к многостороннему сотрудничеству в рамках СНГ лежит концепция разноскоростной интеграции, исходящая из возможности формирования узкой группы стран, связанных узами более тесной интеграции.

При этом Казахстан неизменно выступает за то, чтобы деятельность субрегиональных объединений на пространстве Содружества носила открытый характер, а их цели и практическая деятельность лежали в общем русле развития СНГ.

Содружество Независимых Государств - это единственная организация, усилиями которой объединяется постсоветское пространство.

Для Содружества характерно выборочное участие государств в тех или иных сферах многостороннего взаимодействия, которое осуществляется, таким образом, в формате заинтересованных сторон. Решения органов СНГ имеют силу лишь для тех государств, которые участвовали в их принятии.

Развитая система уставных органов СНГ включает Совет глав государств (СГГ), Совет глав правительств (СГП), Межпарламентскую Ассамблею, Совет министров иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками и др. Постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом является Исполнительный комитет СНГ.

В соответствии с утвержденной СГГ СНГ в июне 2000 г. Программой действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 года приоритетным в формате “двенадцати” является экономическое сотрудничество.

В 1994 году странами СНГ были предприняты меры для перехода к многостороннему режиму свободной торговли на основе соответствующего Соглашения о создании зоны свободной торговли. Но странам СНГ не удалось разработать и согласовать на многосторонней основе общий перечень изъятий из режима свободной торговли, предусмотренный Соглашением. Поэтому в подписанном странами СНГ в 1999 году Протоколе о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли было установлено, что изъятия из режима свободной торговли, имея временный характер, могут применяться на основе двусторонних документов.

Необходимо учитывать, что для каждой страны СНГ, участвующей в создании зоны свободной торговли, в силу существующих различий в экономических потенциалах, степени реформирования экономик, складывающихся внутренних и внешних условий экономического развития движение к полномасштабной зоне свободной торговли не является равномерным. Следовательно, наряду с согласованными направлениями движения для каждой страны СНГ будет характерна только ей присущая этапность формирования зоны свободной торговли.

Однако процесс экономической интеграции стран СНГ имеет сложный и противоречивый характер. В числе факторов, оказывающих на него непосредственное влияние, являются разный уровень экономического развития государств, нестыковка отдельных политических и экономических интересов государств.

В последнее время на передний план в деятельности СНГ выдвинулись вопросы противодействия новым вызовам и угрозам безопасности, сотрудничества в правоохранительной сфере.

Сотрудничество в этом направлении с учетом реального развития событий, на сегодня наиболее востребовано. Здесь создана солидная договорно-правовая база взаимодействия. Например, осуществляется программа по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Подписано решение о реализации международной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2005-2007 год.

Созданы новые оргструктуры и механизмы взаимодействия, это, прежде всего, Антитеррористический центр СНГ, функционирующий в Москве на базе ФСБ России с 2000 года. Он работает с использованием возможностей спецподразделений и объединенного банка данных органов безопасности, специальных служб и других компетентных органов государств СНГ.

Идет наращивание совместных усилий на антинаркотическом направлении. В СНГ одобрена Концепция сотрудничества в противодействии незаконному обороту наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров (2002 год), реализована программа по борьбе с этим злом на 2002-2004 годы. На саммите СНГ в Астане принято решение о разработке очередной антинаркотической программы на 2005-2007 годы. Здесь стремление к противодействию очевидно и весьма сильно, поскольку страны СНГ уязвимы перед лицом этой угрозы и находятся по существу на переднем рубеже наркотической агрессии.

Активизируется сотрудничество в гуманитарной сфере. В этой области одной из основных задач остается дальнейшее развитие исторически сложившегося общего образовательного, научного и культурного пространства как важного фактора стимулирования интеграционных процессов в других сферах.

В настоящее время в государствах и органах СНГ ведется поиск путей совершенствования деятельности Содружества. По инициативе Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на саммите СНГ в Астане было внесо предложение о реформировании Содружества Независимых Государств в контексте эскалации международного терроризма и поручено Совету министров иностранных дел подготовить предложения по совершенствованию и реформированию органов СНГ и внести их на очередное заседание Совета глав государств.

По итогам работы министерств иностранных дел государств Содружества Совет глав государств СНГ в Казани (26 августа 2005 года) принял решение по указанному вопросу.

Наряду с этим, в целях выработки дополнительных предложений концептуального характера о дальнейшем совершенствовании взаимовыгодного сотрудничества в рамках СНГ образована Группа высокого уровня по повышению эффективности СНГ.

Продолжением диалога Глав государств по данной тематике стало проведение в Москве 21-22 июля т.г. неформального саммита СНГ на высшем уровне, в ходе которого Председатель СНГ Президент РК Н.Назарбаев представил на рассмотрение казахстанскую Программу реформирования СНГ.

В соответствии с казахстанской программой реформирования Содружества основные усилия государства-участники СНГ должны сосредоточить на тех направлениях, где можно добиться межгосударственного консенсуса и которые объективно не входят в компетенцию других региональных объединений или реализуются в них не в полной мере.

Глава Казахстана предложил пять основных направлений перспективной интеграции: миграционная политика, развитие единых транспортных коммуникаций, интеграция в научно-образовательной сфере, культурно-гуманитарное сотрудничество и борьба с трансграничной преступностью.

ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество)

Место пребывания

Секретариат Интеграционного Комитета

Российская Федерация, г. Москва, 1-й Басманный переулок, д. 6, строение 4,

Республика Казахстан, г. Алматы, площадь Республики, 4

Евразийское экономическое сообщество создано 10 октября 2000 г. в г. Астане в качестве международной экономической организации в соответствии с подписанным главами государств-участников Таможенного союза Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества (далее – ЕврАзЭС).

В Договоре об учреждении ЕврАзЭС заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, ранее определенных Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. Предусмотрены организационно-правовые инструменты реализации достигнутых договоренностей и механизмы синхронного и адекватного выполнения заключенных международных договоров, введение системы контроля за реализацией принимаемых решений.

Договором об учреждении ЕврАзЭС обеспечена преемственность ранее принятых в рамках Таможенного союза договоров и решений, определяющими из которых являются:

1. Соглашение о Таможенном союзе.

2. Соглашение о присоединении Республики Казахстан к Таможенному союзу от 20.01.1995 г.

3. Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29.03.1996 г.

4. Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза от 22.11.1997 г..

5. Заявление «Десять простых шагов навстречу простым людям».

Цели и задачи:

- завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;

- выработка согласованной позиции государств-членов во взаимоотношениях с ВТО и другими международными экономическими организациями;

- обеспечение экономической безопасности на внешних границах Сообщества, борьба с контрабандой и иными видами таможенных правонарушений;

- проведение согласованной структурной перестройки экономики;

- разработка и реализация совместных программ, социально-экономическое развитие;

- формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;

- формирование общего энергетического рынка;

- гармонизация национальных систем образования, развитие науки и культуры;

- представление гражданам государств–членов Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории;

- синхронизация сроков выполнения внутригосударственных процедур по договорам, заключенным в рамках ЕврАзЭС;

- обеспечение взаимодействия правовых систем государств-участников в целях создания общего правового пространства в рамках Сообщества.

Члены:

Республика Казахстан

Республика Беларусь

Кыргызская Республика

Российская Федерация

Республика Таджикистан

Республика Узбекистан

Наблюдатели:

Республика Армения

Республика Молдова

Украина

Структура:

Межгосударственный Совет

Интеграционный Комитет (штаб-квартиры в г. Алматы и г. Москве)

Межпарламентская Ассамблея (штаб-квартира в г. Санкт-Петербурге)

Суд Сообщества (штаб-квартира в г. Минске)

Межгосударственный Совет – высший орган управления, представлен главами государств и главами правительств. Рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-членов, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС.

Интеграционный комитет – постоянно действующий орган, обеспечивающий взаимодействие органов ЕврАзЭС и контроль за реализацией решений, принятых Межгоссоветом.

Межпарламентская Ассамблея является органом межпарламентского сотрудничества, рассматривающим вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства государств-членов ЕврАзЭС.

Суд Сообщества обеспечивает единообразное применение действующих в рамках сообщества договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений. В настоящее время принято решение возложить функции Суда ЕврАзЭС на Экономический Суд СНГ.

Кроме уставных органов, определенных Договором об учреждении ЕврАзЭС, в рамках Сообщества действуют отраслевые комиссии, советы и вспомогательные органы ЕврАзЭС по различным сферам взаимодействия, в т.ч.:

1) Совет руководителей центральных (национальных) банков государств-участников Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества;

2) Совет по пограничным вопросам государств-членов Евразийского экономического сообщества;

3) Совет руководителей налоговых служб при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС;

4) Совет руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС;

5) Совет по транспортной политике при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС;

6) Совет по энергетической политике при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС;

7) Совет министров юстиции при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС;

8) Совет по социальной политике при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС;

9) Совет министров сельского хозяйства при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС;

10) Комиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС;

11) Комиссия по техническому регулированию, ветеринарным, санитарным и фитосанитарным требованиям при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС;

12) Комиссия по взаимодействию в области экспортного контроля при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС;

13) Комиссия по защите внутренних рынков государств-членов ЕврАзЭС при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС;

14) Совет руководителей уполномоченных органов по регулированию рынков ценных бумаг при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС;

15) Совет по финансово-экономической политике государств-членов ЕврАзЭС.

Планируется также создание Совета руководителей органов страхового надзора и регулирования страховой деятельности.

Договорно-правовая база

Всего за период с 1996 г. по настоящее время в рамках Таможенного союза и ЕврАзЭС подписано 92 международных договора.

Деятельность:

Евразийское экономическое сообщество – одно из самых развитых региональных объединений на пространстве СНГ. Участие в работе данного регионального объединения является одним из приоритетов внешней политики Казахстана.

В декабре 2003 г. ЕврАзЭС получил статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, что означает признание данного интеграционного объединения мировым сообществом.

Следует отметить, что взаимодействие государств-членов ЕврАзЭС достигло такого этапа, когда по большей сачти номенклатуры товаров введены общие таможенные тарифы, осуществляются согласованные меры нетарифного регулирования, по отношению к третьим странам формируются общие торговые режимы. Начато создание единой таможенной территории. Предпринят ряд конкретных совместных шагов в гуманитарной сфере, позволяющих более полно удовлетворять потребности граждан наших стран в области образования, культуры, здравоохранения и обеспечения социальных прав.

С момента подписания Договора об учреждении ЕврАзЭС проделан значительный объем международно-правовой работы по конкретному наполнению норм и положений Договора об учреждении ЕврАзЭС, созданию органов управления Сообщества и разработке документов, регламентирующих их деятельность, закреплению правового статуса, привилегий и иммунитетов должностных лиц новой международной организации, созданию необходимых условий для эффективного осуществления ими своих обязанностей.

27 апреля 2003 г. в г. Душанбе Межгосударственным Советом ЕврАзЭС (на уровне глав государств) был рассмотрен Доклад Председателя Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «О положении дел в Евразийском экономическом сообществе и предложениях по ускорению интеграционного сотрудничества», который определяет основные цели и задачи перед Сообществом на ближайшую перспективу. На основе данного доклада Сторонами были разработаны «Приоритетные направления сотрудничества в рамках ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы» и «Мероприятий по реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы»,  утвержденные Решением глав государств-членов ЕврАзЭС от 9 февраля 2004 г. №152.

Тем самым государства-члены ЕврАзЭС определили дальнейшие пошаговые действия с целью последующего углубления интеграционных процессов в рамках Сообщества.

Кроме того, государства-члены Сообщества, признавая важность развития взаимодействия государств-членов в реальном секторе экономики, приняли решение об активизации работы по привлечению деловых кругов к интеграционным процессам в рамках ЕврАзЭС.

В этих целях летом 2002 г. была создана Ассоциация «Деловой Совет ЕврАзЭС».

В феврале 2003 г. в Москве прошел первый Экономический форум ЕврАзЭС, на котором состоялся конструктивный обмен мнениями по различным направлениям сотрудничества и внесены предложения по проектам, представляющим взаимный интерес. В сентябре 2004 г. состоялся Международный Конгресс «ЕврАзЭС – Деловой Мир».

22 июня 2005 г. в г. Москве состоялось 13-е заседание Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав государств), в ходе которого Президенты обсудили дальнейшие шаги по углублению интеграционного взаимодействия и дали конкретные поручения правительствам Сторон по активизации сотрудничества в экономике.

27 сентября 2005 г. на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств) был принят ряд документов регулирующих деятельность стран Сообщества в топливно-энергетической, транспортной областях и т.д. Кроме того, отмечена необходимость ускорения процесса создания Общего таможенного тарифа ЕврАзЭС.

6 октября 2005 г. на саммите глав государств Организации «Центрально-Азиатское Сотрудничество» принято решение об объединении этой организации с Евразийским экономическим сообществом. Таким образом, в Сообществе появилось еще одно государство-участник в лице Узбекистана.

25 января 2006 г. на внеочередном саммите глав государств-членов ЕврАзЭС с участием Президента Республики Узбекистан Каримова И.А. был подписан Протокол о присоединении Республики Узбекистан к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г., тем самым оформлено полноправное членство Узбекистана в Сообществе.

19 мая 2006 г. на состоявшемся в г. Минске очередном заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств) были приняты ряд документов, касающихся актуальных вопросов интеграционного взаимодействия в рамках Сообщества, в числе которых необходимо выделить утвержденные Решением Межгоссовета Общие принципы формирования и применения железнодорожных тарифов на перевозки грузов между государствами-членами ЕврАзЭС и Порядок установления сквозных тарифных ставок на перевозки грузов по железным дорогам государств-членов ЕврАзЭС. Казахстанская сторона также высказалась за продолжение работы в данном направлении и предложила принять данный документ в виде отдельного международного договора.

23 июня 2006 г. в г. Минске состоялось 16 заседание Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав государств).

Главами государств-членов ЕврАзЭС было принято решение о целесообразности продолжения работы по формированию таможенного союза в рамках организации, в том числе по завершению в 2006 г. внутригосударственных процедур по подготовке к подписанию документов, необходимых для формирования правовой базы таможенного союза с учетом степени готовности государств к участию в нем.

Главами государств были рассмотрены вопросы относительно правого оформления Интеграции ОЦАС в ЕврАзЭС. По итогам рассмотрения было принято Решение Совета глав государств-членов ОЦАС, а также подписан Протокол об интеграции Организации «Центрально-Азиатское сотрудничество» в Евразийское экономическое сообщество. К ним прилагаются по три перечня документов, рекомендуемых для адаптации в рамках ЕврАзЭС, утрачивающих силу и продолжающих действовать самостоятельно в отношениях между странами. Одновременно по данному вопросу было принято соответствующее решение Межгоссовета ЕврАзЭС.

На состоявшемся 16 августа 2006 г. неформальном саммите ЕврАзЭС главы государств Сообщества поручили трем государствам Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации провести до 1 октября 2006 г. сравнительный анализ аналогичных по предмету регулирования документов, составляющих правовую базу ЕврАзЭС, и подготовленного ими пакета документов, необходимых для формирования правовой базы Таможенного союза. По итогам анализа подписать подготовленный по результатам указанной работы пакет документов, при этом установив последовательность действий по их реализации.

Также решено завершить до 1 июля 2007 г. подготовку документов, необходимых для формирования единого экономического пространства.

Помимо этого главы государств отметили необходимость предусмотреть порядок и график присоединения к таможенному союзу других стран ЕврАзЭС с учетом степени готовности.

Во исполнение решения глав государств создана Сводная рабочая группа из представителей заинтересованных государств-членов Сообщества, которая представила на очередном заседании Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств), состоявшемя 27 октября 2006 г. в г. Москве, информацию о ходе работы по формированию Таможенного союза в рамках Организации. По итогам рассмотрения и обсуждения представленной информации главы правительств дали поручение подготовить до конца 2006 г. пакет документов, направленных на формирование Таможенного союза ЕврАзЭС.

ЕЭП

Единое Экономическое Пространство

Результатом поиска новых оптимальных путей и вариантов экономической интеграции на пространстве Содружества стало подписание 19 сентября 2003 г. в Ялте президентами Беларуси, Казахстана, России и Украины Соглашения и Концепции о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). Тем самым четыре наиболее развитых в экономическом отношении государства СНГ, на долю которых приходится около 90% BВП стран СНГ, приняли решение о переходе к качественно новому, более высокому уровню интеграции.

Подписанные документы носят исключительно экономический характер. Они направлены на снижение уровня инфраструктурной нагрузки, что должно облегчить товаропроизводителям взаимодействие друг с другом на едином пространстве и повысить уровень конкурентоспособности. Заложенная в Соглашение и Концепцию ЕЭП интеграционная модель в полной мере отвечает современным реалиям мировой экономики, вписывается в контекст процесса глобализации мирохозяйственных связей.

Соглашение о формировании ЕЭП вступило в силу с 20 мая 2004 г.

В соответствии с Заявлением Президентов от 23 февраля 2003 г. образована Группа высокого уровня по формированию Единого экономического пространства. В рамках своих задач ГВУ ведет разработку документов, механизмов и институтов, направленных на обеспечение свободы передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, гармонизацию национальных законодательств в различных сферах экономики.

В связи с этим подготовлен и утвержден Комплекс основных мер по формированию ЕЭП (документ содержит 22 раздела и 116 мероприятий), Техническое задание, а также План работ. Документы определяют главные направления взаимодействия – от таможенно-тарифного регулирования до обеспечения свободы перемещения физических лиц.

Казахстанскую сторону в Группе высокого уровня с января 2006 г. представляет Министр индустрии и торговли Республики Казахстан В.С.Школьник. 

24 мая 2004 г. в г. Ялте прошел саммит глав государств-участников ЕЭП, на котором основное внимание "четверки" было уделено вопросу разработки приоритетных соглашений. При этом каждая сторона изложила свое видение дальнейшего сотрудничества с учетом национальных экономических интересов. Так, Украина высказалась за реализацию совместных проектов в различных сферах (транспорт, топливно-энергетический комплекс и т.д.) и предложила в первую очередь приступить к разработке документов, формирующих зону свободной торговли. Россия, в свою очередь, выступила за решение текущих проблемных аспектов в двустороннем формате и либерализацию режима доступа на рынки услуг и капитала. Предложение же Казахстана состояло в создании Таможенного и Транспортного союзов. В этой связи президенты поручили Группе высокого уровня приступить к разработке приоритетных документов.

15 сентября 2004 г. в Астане главы государств "четверки" приняли решение и заявление, направленные на дальнейшую реализацию Соглашения о формировании ЕЭП. Так, в частности, утвержден перечень из 29 международно-правовых и иных документов, подлежащих согласованию в и подписанию в первоочередном порядке. Одобрена также договоренность о переходе с 1 января 2005 г. на единые принципы взимания налога на добавленную стоимость по стране назначения во взаимной торговле товарами. По вопросу упрощения перемещения физических лиц через внутренние границы государств-участников ЕЭП Группе высокого уровня поручено подготовить соответствующие соглашения.

27 августа 2005 г. в г. Казани главы государств ЕЭП подписали заявление, в котором поручили Группе высокого уровня до 1 декабря 2005 г. подготовить к подписанию первый пакет из 29 соглашений и до 1 марта 2006 г. доложить о готовности второго пакета из 15 документов, направленных на углубление интеграционных процессов. При этом оговорено, что украинская сторона определяет этапность своего участия исходя из принципа разноуровневой и разноскоростной интеграции с учетом норм и правил ВТО.

3 февраля 2006 г. в г. Астане состоялось 24-е заседание Группы высокого уровня по формированию Единого экономического пространства, в ходе которого были обсуждены вопросы реализации казанского Заявления глав государств-участников ЕЭП.

В частности, по пакету первоочередных соглашений отмечено, что в настоящий момент из 24 проектов на экспертном уровне согласованы 23 документа, из них 18 проходят внутригосударственные процедуры. По пакету документов, направленных на дальнейшее углубление интеграционных процессов, на экспертном уровне согласованы 8 документов, 2 проекта направлены на внутригосударственные процедуры. Кроме того, согласованы 5 документов из Общего перечня, которые вскоре будут направлены сторонам для проведения внутригосударственных процедур.

ОЭС

О членстве Республики Казахстан в Организации экономического сотрудничества

В ноябре 1992 г. Республика Казахстан вступила в Организацию Экономического Сотрудничества (ОЭС), которая в настоящее время объединяет 10 стран, включая страны-учредители (Иран, Пакистан и Турция).

Основные экономические параметры деятельности Организации устанавливаются на саммитах глав государств ОЭС, проводимых раз в два года, в ходе которых рассматриваются объективные условия реализации политики и стратегии ОЭС. Данные встречи являются также форумом для обмена мнениями по различным проблемам, имеющим как региональный характер, так и глобальное значение. Начиная с 1992 г., проведено девять встреч на высшем уровне. I Саммит - в феврале 1992 г. в Тегеране; II  - в июле 1993 г. в Стамбуле; III - в марте 1995 г. в Исламабаде; IV - в мае 1996 г. в Ашхабаде; Внеочередной Саммит - в мае 1997 г. в Ашхабаде; V - в мае 1998 г. в Алматы; VI - в июне 2000 г. в Тегеране; VII – в октябре 2002 г. в Стамбуле; VIII  - в сентябре 2004 г.  в Душанбе; IX - в мае 2006 г. в Баку.

В рамках этих форумов были приняты Обновленный Измирский договор (Устав) и Стамбульская декларация, ставшие основополагающими программными документами обновленной ОЭС, что привело к коренному пересмотру ее стратегии и приоритетов.

Деятельность Организации в настоящее время регулируется Кветтинским планом действий (1993 г.), Алматинским основным планом развития транспортного сектора региона (1993 г.), Стамбульской (1993 г.), Исламабадской (1995 г.) и Ашхабадской (1996 г.) декларациями, Обновленным Измирским договором (1996 г.), Ашхабадской (1997 г.), Алматинской (1998 г.), Тегеранской (2000 г.), Стамбульской (2002 г.), Душанбинской (2004 г.) и Бакинской (2006 г.) декларациями. В 2005 г. в Астане Советом Министров ОЭС был принят также документ «Перспективы ОЭС до 2015 г.».

С момента членства в Организации Казахстан проявил себя как активный участник процесса сотрудничества по всем направлениям взаимодействия. Представители РК принимают регулярное участие в мероприятиях ОЭС на различных уровнях.

Приоритетами РК в сотрудничестве с ОЭС являются транспорт и коммуникации, развитие торгово-экономических отношений, энергетика и охрана окружающей среды.

Казахстан рассматривает ОЭС как действенный инструмент по развитию социально-экономического и технического сотрудничества между ее странами-членами. Организация представляет собой надежную основу для многостороннего экономического сотрудничества, эффективной коммуникационной сети и содействует экономической стабильности обширного региона.

В настоящее время, играя наряду со странами-основателями (Иран, Пакистан, Турция) одну из ведущих ролей в ОЭС, Казахстану продолжает укреплять свои позиции в регионе.

АЗИАТСКИЙ ДИАЛОГ СОТРУДНИЧЕСТВА

О членстве Республики Казахстан в Азиатском диалоге сотрудничества

Республика Казахстан наряду с Оманом, Шри-Ланкой и Кувейтом принята в члены Азиатского диалога сотрудничества (АДС) в июне 2003 г. в ходе 2-ой встречи министров иностранных дел стран-участниц АДС в г. Чиангмае (Таиланд).

Идея создания Азиатского диалога сотрудничества (АДС) была предложена Премьер-Министром Королевства Таиланд Т.Шинаватрой и впервые озвучена в ходе 1-ой международной конференции азиатских политических партий в г. Маниле в сентябре 2000 г.

Вопрос о создании АДС выносился на рассмотрение 34-го совещания министров иностранных дел Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в г. Ханое в июле 2001 г. и выездного совещания министров  иностранных дел АСЕАН в г. Пхукете в феврале 2002 г. Идея получила широкую поддержку глав государств и правительств, министров иностранных дел азиатских государств.

В июне 2002 г. в г. Чааме (Таиланд) состоялась 1-ая встреча министров иностранных дел АДС, на которой тайская сторона была уполномочена выступить в качестве головного координатора процесса развития и деятельности АДС как неформального форума глав азиатских внешнеполитических ведомств для регулярного обмена мнениями по проблемам, представляющим взаимный интерес и решения вопросов экономического сотрудничества стран Азии.

В состав АДС входят 27 государств - Бангладеш, Бахрейн, Бруней, Бутан, Вьетнам, Индия, Индонезия, Иран, Казахстан, Камбоджа, Катар, Китай, Республика Корея, Кувейт, Лаос, Малайзия, Монголия, Мьянма, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Пакистан, Сингапур, Саудовская Аравия, Таиланд, Филиппины, Шри-Ланка, Япония.

Основные цели АДС:

1. Расширение сотрудничества между азиатскими государствами по всем областям взаимодействия путем выявления общих преимуществ и возможностей для развития национальных экономик, борьбы с нищетой и улучшения качества жизни населения.

2. Развитие торгового и финансового рынков Азии для повышения экономической конкурентоспособности азиатского региона на мировой арене.

3. Заполнить «недостающие звенья» в Азии, повышая ее потенциал и преимущества путем укрепления существующих основ сотрудничества, с тем чтобы Азия стала равноправным партнером для других регионов.

Деятельность в рамках АДС ведется по двум аспектам: диалоговому и проектному.

Диалоговый аспект нацелен на поддержку регулярного взаимодействия и участия представителей стран-членов в проводимых мероприятиях. Диалог рассматривается как необходимый элемент поддержки взаимопонимания, прежде всего, между разработчиками политики организации.

Проектная линия предполагает добровольное определение стран-координаторов по различным областям сотрудничества и выработку ими концепций по развитию данных сфер и инициирование соответствующих проектов, с учетом интересов всех государств-членов АДС.

Представительность состава стран-участниц на начальном этапе свидетельствует о серьезном внимании, которое придавалось государствами процессу региональной интеграции в азиатском регионе.

Для Казахстана членство в Диалоге весьма важно с точки зрения возможностей постепенного усиления и расширения своей роли не только в регионе Центральной Азии, но и на всем азиатском континенте.

Казахстан в рамках АДС определил для себя три приоритетные сферы сотрудничества (энергетическую безопасность, транспорт и сельское хозяйство) и готов к активному взаимодействию со странами Диалога.

За достаточно короткий период времени процесс становления АДС набрал обороты и в перспективе должен стать своеобразным локомотивом продвижения и совместного решения как социально-политических, так и социально-экономических вопросов всего азиатского региона. АДС способствует реализации стремления многих стран к укреплению сотрудничества, к открытой торгово-экономической политике, активизации инвестиционных и торговых потоков, расширению связей в области науки и технологий.

 

 

Разработка сайта ArtisMedia © Посольство Республики Казахстан в Республике Беларусь, 2006 г.