Сотрудничество Казахстана

- с государствами СНГ

- c Европейским Союзом



КАЗАХСТАН И СНГ

Сотрудничество Казахстана с государствами СНГ

Развитие отношений с государствами СНГ, в том числе многостороннее интеграционное взаимодействие с ними, - главный приоритет внешнеполитического курса Казахстана. Об этом неоднократно говорилось в публичных выступлениях Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева. Это важнейший компонент практической политики законодательной и исполнительной ветвей власти, в том числе Министерства иностранных дел Республики Казахстан.

В основе казахстанского подхода к многостороннему сотрудничеству в рамках СНГ лежит концепция разноскоростной интеграции, исходящая из возможности формирования узкой группы стран, связанных узами более тесной интеграции.

При этом Казахстан неизменно выступает за то, чтобы деятельность субрегиональных объединений на пространстве Содружества носила открытый характер, а их цели и практическая деятельность лежали в общем русле развития СНГ.

Содружество Независимых Государств - это единственная организация, которая объединяет постсоветское пространство.

Для Содружества характерно выборочное участие государств в тех или иных сферах многостороннего взаимодействия, которое осуществляется, таким образом, в формате заинтересованных сторон. Решения органов СНГ имеют силу лишь для тех государств, которые участвовали в их принятии.

Развитая система уставных органов СНГ включает Совет глав государств (СГГ), Совет глав правительств (СГП), Межпарламентскую Ассамблею, Совет министров иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками и др. Постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом является Исполнительный комитет СНГ.

В соответствии с утвержденной СГГ СНГ в июне 2000 г. Программой действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 года приоритетным в формате “двенадцати” является экономическое сотрудничество.

В 1994 году странами СНГ были предприняты меры для перехода к многостороннему режиму свободной торговли на основе соответствующего Соглашения о создании зоны свободной торговли. Но странам СНГ не удалось разработать и согласовать на многосторонней основе общий перечень изъятий из режима свободной торговли, предусмотренный Соглашением. Поэтому в подписанном странами СНГ в 1999 году Протоколе о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли было установлено, что изъятия из режима свободной торговли, имея временный характер, могут применяться на основе двусторонних документов.

Необходимо учитывать, что для каждой страны СНГ, участвующей в создании зоны свободной торговли, в силу существующих различий в экономических потенциалах, степени реформирования экономики, складывающихся внутренних и внешних условий экономического развития движение к полномасштабной зоне свободной торговли не является равномерным. Следовательно, наряду с согласованными направлениями движения для каждой страны СНГ будет характерна только ей присущая этапность формирования зоны свободной торговли.

Однако процесс экономической интеграции стран СНГ имеет сложный и противоречивый характер. В числе факторов, оказывающих на него непосредственное влияние, разный уровень экономического развития государств, нестыковка отдельных политических и экономических интересов государств.

В последнее время на передний план в деятельности СНГ выдвинулись вопросы противодействия новым вызовам и угрозам безопасности, сотрудничества в правоохранительной сфере.

Сотрудничество в этом направлении с учетом реального развития событий, на сегодня наиболее востребовано. Здесь создана солидная договорно-правовая база взаимодействия. Например, осуществляется программа по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Подписано решение о реализации международной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2005-2007 год.

Созданы новые оргструктуры и механизмы взаимодействия. Это, прежде всего, Антитеррористический центр СНГ, функционирующий в Москве на базе ФСБ России с 2000 года. Он работает с использованием возможностей спецподразделений и объединенного банка данных органов безопасности, специальных служб и других компетентных органов государств СНГ.

Идет наращивание совместных усилий в антинаркотическом направлении. В СНГ одобрена Концепция сотрудничества в противодействии незаконному обороту наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров (2002 год), реализована программа по борьбе с этим злом на 2002-2004 годы. На саммите СНГ в Астане принято решение о разработке очередной антинаркотической программы на 2005-2007 годы. Здесь стремление к противодействию очевидно и весьма сильно, поскольку страны СНГ уязвимы перед лицом этой угрозы и находятся по существу на переднем рубеже наркотической агрессии.

В гуманитарной сфере одной из основных задач остается дальнейшее развитие исторически сложившегося общего образовательного, научного и культурного пространства как важного фактора стимулирования интеграционных процессов в других сферах.

В настоящее время в государствах и органах СНГ ведется поиск путей совершенствования деятельности Содружества. По инициативе Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на саммите СНГ в Астане было внесено предложение о реформировании Содружества Независимых Государств в контексте эскалации международного терроризма и поручено Совету министров иностранных дел подготовить предложения по совершенствованию и реформированию органов СНГ и внести их на очередное заседание Совета глав государств.

По итогам работы министерств иностранных дел государств Содружества Совет глав государств СНГ в Казани (26 августа 2006 года) принял решение по указанному вопросу.

Упразднен Штаб по координации военного сотрудничества, активизировано взаимодействие в гуманитарной области, а также в рамках Координационного совещания руководителей силовых ведомств стран СНГ. Исполнительному комитету СНГ совместно с Советом постоянных полномочных представителей при уставных и других органах Содружества поручено организовать рассмотрение дополнительных предложений государств-участников СНГ, в том числе концептуального характера, о дальнейшем совершенствовании взаимовыгодного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств.

СОТРУДНИЧЕСТВО С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ

Об отношениях между Республикой Казахстан и Европейским Союзом

Европейский Союз сегодня – это политико-экономическое объединение 25 государств Европы: Австрии, Бельгии, Венгрии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Кипра, Латвии, Литвы, Люксембурга, Мальты, Нидерландов, Польши, Португалии, Словакии, Словении, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции и Эстонии.

Дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Европейским Союзом (ЕС) установлены 2 февраля 1993 г.

В декабре 1993 г. открыто Представительство РК при ЕС в Брюсселе.

В ноябре 1994 г. в городе Алматы открыто Представительство Европейской Комиссии (ЕК).

Политические и торгово-экономические отношения между Республикой Казахстан и Европейским Союзом основываются на подписанном в Брюсселе 23 января 1995 г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (вступило в силу 1 июля 1999 г.).

Учитывая вступление в ЕС с 1 мая 2004 г. 10 новых членов из числа стран Центральной и Восточной Европы, 30 апреля 2004 г. в Брюсселе состоялось подписание Протокола к Соглашению, адаптирующего действие договора к условиям расширенного Евросоюза. 28 июня 2005 г. Президент РК подписал Закон о ратификации Протокола.

С 1999 г. на регулярной основе проводятся заседания двусторонних структур сотрудничества, созданных в соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве – Совета сотрудничества на уровне первых руководителей центральных исполнительных органов РК, Комитета сотрудничества на уровне старших должностных лиц (заместителей руководителей), Комитета парламентского сотрудничества.

В целях рассмотрения актуальных вопросов экономического сотрудничества, взаимного доступа товаров и услуг сторонами создан и функционирует Подкомитет по торговле и инвестициям. В соответствии с решением 3-го заседания Комитета сотрудничества "РК–ЕС" от 19 апреля 2002 г. мандат Подкомитета по торговле и инвестициям расширен с включением в его повестку вопросов транспорта и энергетики.

Одновременно было принято решение о создании Подкомитета по правосудию и правопорядку.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве способствует экономическому развитию, поддерживает процесс реформ в Казахстане, создает условия для установления тесных связей между ЕС и Казахстаном во всех сферах деятельности. В частности, оно предусматривает применение режима наибольшего благоприятствования при торговле товарами между Казахстаном и ЕС и запрещает применение количественных ограничений при импорте товаров.

Кроме того, Соглашение стимулирует вступление Казахстана в ВТО, так как большинство содержащихся в нем положений о торговле основано на соответствующих статьях ВТО.

В экономическом плане Казахстан является крупнейшим торговым и инвестиционным партнером Евросоюза в Центральной Азии. В свою очередь, ЕС занимает первую строчку в списке торговых партнеров нашей страны.

Табл. Объем товарооборота между Казахстаном и Евросоюзом
Период Экспорт (в млн. долл. США) Импорт (в млн. долл. США) Товарооборот (в млн. долл. США) Сальдо (в млн. долл. США)
1994 497,0 587,5 1084,5 -90,5
1995 1116,2 491,9 1608,1 624,3
1996 1095,0 553,8 1648,8 541,2
1997 1707,5 925,0 2632,5 782,5
1998 1685,6 1015,3 2700,9 670,3
1999 1283,4 931,9 2215,3 351,5
2000 2073,7 1016,4 3090,1 1057,3
2001 2014,9 1507,5 3522,5 507,3
2002 1553,1 1530,8 3083,9 22,3
2003 1985 2056,5 4041,5 -71,5
2004 6991,6 3500,8 10492,4 3490,8
2005 10999,4 4287,8 15287,2 6711,6
янв-авг 2006 10187,9 3794,8 13982,7 6393,1

Доля стран Евросоюза в товарообороте составляет 36,3 % от общего объема внешней торговли РК.

Наибольший удельный вес в общем объеме товарооборот РК со странами ЕС принадлежит Италии (34,5%), Франции (17,7%), Германии (10,2%), Нидерландам (0,9%), Испании (0,7%), Великобритании (0,6%).

Страны ЕС занимают значительную долю в объеме казахстанского экспорта (39,5%). Основными потребителями среди стран Евросоюза являются Италия (37,9% от общего объема экспорта в ЕС), Франция (24,3%), Нидерланды (8,1%), Испания (4,3%), Германия (3,7%), (Польша (3,3%) и Великобритания (3,2%). В структуре казахстанского экспорта в страны ЕС преобладают нефть и нефтепродукты, неблагородные металлы, сельскохозяйственные, химические и минеральные продукты, текстиль.

Структура импорта представлена товарами, классифицируемыми как "инвестиционный импорт" (машины, оборудование и механизмы, электротехнические приборы, транспорт, продукция химической отрасли). Удельный вес стран ЕС – 24,7%. Крупнейшие импортеры – Германия (30,3% от общего объема импорта из ЕС), Италия (15,8%), Великобритания (9,7%), Франция (6,9%) и Швеция (6,1%).

За годы сотрудничества страны ЕС инвестировали в экономику Казахстана более 24 млрд. долл. США. Доля инвестиций из ЕС составляет примерно 1/2 от общего объема инвестиций в казахстанскую экономику (49,7 млрд.). Основными инвесторами являются Великобритания (13,7% от общего объема), Италия (7,1%), Нидерланды (5,5%), Франция (1,7%), Германия (1,5%).

В пользу растущего веса нашей страны в глазах ЕС играют богатые углеводородные ресурсы, последовательные экономические реформы и устойчиво высокий рост ВВП на протяжении последних лет.

Приоритетным вопросом торгово-экономического сотрудничества для казахстанской стороны является доступ на рынок ЕС.

В рамках 7-го заседания Совета сотрудничества "РК – ЕС", состоявшегося 19 июля 2005 г. в Брюсселе, было подписано новое Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Европейским Сообществом по торговле определенными изделиями из стали. Это Соглашение заменило аналогичный договор 2002 г.

В соответствии с принятыми в октябре 2002 г. решениями Европейской Комиссии и достигнутыми впоследствии договоренностями, с октября 2004 г. странам членам ЕС разрешен импорт рыбной продукции 8 казахстанских предприятий.

Принятие Евросоюзом в марте 2006 г. новой Стратегии по энергетике («Зеленая книга», в рамках реализации которой, по мнению экспертов Европейской Комиссии, до 25% импорта энергоресурсов в ЕС будет приходиться на Каспийский регион) придает особую актуальность развитию энергетического диалога РК-ЕС.

Энергетический диалог включает в себя поставки казахстанского углеводородного сырья странам Центральной и Западной Европы, с параллельным привлечением европейских инвестиций в развитие трубопроводной инфраструктуры Казахстана. При этом ключевыми вопросами являются разработка и реализация проектов альтернативных вариантов доставки сырья на мировые рынки, вопросы транзита, а также защита инвестиций. В этом контексте перспективным представляется развитие сотрудничества:

  • в рамках международного проекта ТРАСЕКА;
  • по Программе ИНОГЕЙТ "Международная транспортировка нефти и газа в Европу";
  • в рамках многосторонней рамочной договоренности по транзиту энергоносителей в соответствии с Договором к Энергетической Хартии.

Стратегическая роль Казахстана в регионе способствует активной реализации в республике различных программ технической помощи ЕС.

В конце 1992 г. в городе Алматы было открыто Бюро ЕС по оказанию технической помощи Республике Казахстан в рамках программ ЕС.

Техническое сотрудничество между Казахстаном и ЕС осуществляется в рамках программ TACИС (программа предоставления технической помощи странам СНГ, действует с 1991 г.), TEMПУС (программа предоставления помощи со стороны ЕС в области образования, действует с 1994 г.), ИНТАС (Международной ассоциации по поддержке ученых стран СНГ), КОПЕРНИКУС, Европартенариат и т.д.

По программе ТАСИС за 1993-2005 гг. на осуществление проектов поддержки развития малого и среднего бизнеса, приватизации и структурной перестройки, инвестиций в людские ресурсы Казахстаном было получено около 200 млн. долл. безвозмездной помощи (больше половины всей технической помощи РК со стороны Запада).

Дальнейшее развитие сотрудничества в сфере содействия через реализацию программ технической помощи становится особенно актуальным в контексте увеличения ежегодных ассигнований и применением нового регионального подхода.

В октябре 2000 г. в Алматы открыт Офис регионального представителя ЕС по проблемам наркотиков.

Начиная с конца 2001 г. Европейский Союз приступил к реализации программы CADAP (План действий по борьбе с наркотиками в Центральной Азии). Приоритетными задачами данного проекта являются: улучшение работы служб контроля в крупных аэропортах региона, укрепление сотрудничества правоохранительных органов центральноазиатских стран в борьбе с наркотрафиком, создание единой информационной сети для координации работы КНБ РК, Погранслужбы КНБ РК, МВД и Агентства таможенного контроля. Программа CADAP предусматривает также организацию и проведение учебных семинаров для работников правоохранительных органов, поставку оборудования и оказание технической помощи. Важное значение для Казахстана имеет открытие в октябре 2000 г. при Представительстве Европейской Комиссии в РК Офиса регионального представителя ЕС по проблемам наркотиков. В рамках реализации программы CADAP активно ведется сотрудничество между АТК РК и Региональным представительством ЕС по борьбе с наркотиками в Центральной Азии.

Дальнейшее сотрудничество в этой сфере будет реализовано в рамках Общей стратегии ЕС по борьбе с наркотиками (2005-2012) и CADAP. Оно сконцентрируется на таких областях, как стратегическое планирование с целью реализации национальных и многосторонних программ, законодательство, деятельность правоохранительных органов и сотрудничество в судебной сфере, контроль за прекурсорами и разрешенными наркотическими средствами, отмывание денег, искоренение незаконных посадок, меры по снижению спроса на наркотики.

В 2003 году в активную фазу вступила Программа по управлению границами в Центральной Азии (BOMCA). К настоящему времени завершены 3 этапа этой программы, в рамках которых были осуществлены проекты по общему изучению возможностей управления границами в странах региона, включая Казахстан, и организовано регулярное обучение и повышение квалификации сотрудников пограничных и связанных с ними служб.

В целях активизации сотрудничества и усиления многопланового диалога с Казахстаном и другими государствами Центральноазиатского региона в июле 2005 г. Совет ЕС учредил должность Специального представителя по странам Центральной Азии, назначив на этот пост бывшего Генерального секретаря ОБСЕ Яна Кубиша.

5 октября 2006 г. Специальным представителем ЕС по странам Центральной Азии был назначен бывший Посол Франции в России и Китае Пьер Морель.

Позитивную роль в активизации взаимоотношений Казахстана и Евросоюза играет дальнейшее расширение ЕС, новые члены которого являются естественными сторонниками развития связей с постсоветским пространством, прежде всего, в силу экономических причин. Сюда следует отнести, главным образом, восстановление и поддержание традиционных торгово-экономических связей, а также большие экономические вливания ЕС в развитие экономики стран ЦВЕ и Балтии, которые будут малоэффективными без использования рынков на Востоке от ЕС.

Состоявшееся 1 мая 2004 г. расширение Евросоюза заметно приблизило его к границам Казахстана. Интеграционная деятельность нашей страны, прежде всего, в рамках ЕЭП, а также реализация инициированной в 2003 г. Программы ЕС "Расширенная Европа – Новые соседи: новые рамки отношений с восточными и южными соседями ЕС" и связанной с ней Европейской политики соседства (ЕПС) должны способствовать еще большей интенсификации взаимных контактов.

Основные принципы ЕПС, предусматривающие налаживание тесного политического диалога (включая борьбу с терроризмом, нераспространение и мирное решение региональных конфликтов), содействие социально-экономическому развитию стран-партнеров через сотрудничество с ЕС и открытию их внутреннего рынка в соответствии с принципами ВТО и стандартами ЕС, а также тесное сотрудничество в сфере правосудия и внутренних дел в целом, соответствуют стратегическим целям и национальным интересам РК.

В ходе состоявшихся в Брюсселе 4 октября 2006 г. переговоров с Министром иностранных дел К.Токаевым Комиссар по внешним связям Европейской Комиссии Б.Ферреро-Вальднер отметила, что уровень экономического развития РК превышает предлагаемые ЕПС параметры. В этой связи она предложила выработать особую формулу взаимодействия Казахстана с ЕС в рамках этой инициативы.

Особое место в отношениях РК-ЕС в ближайшей перспективе займет вопрос о придании Казахстану Европейским Союзом статуса страны с рыночной экономикой. В соответствии с решением Совета ЕС от 9 октября 2000 г., Казахстан был выведен из группы стран с нерыночной экономикой с предоставлением промежуточного статуса "страны с транзитной экономикой". В настоящее время сторонами продолжается работа, направленная на придание Казахстану статуса страны с рыночной экономикой.

Европейский Союз является одним из ключевых участников переговоров по вступлению Казахстана во Всемирную Торговую Организацию. В свете достигнутых успехов можно оптимистично оценивать вероятность скорого завершения переговоров с Евросоюзом по этому вопросу.

Разработка сайта ArtisMedia © Посольство Республики Казахстан в Республике Беларусь, 2006 г.